Гармонь в российской культуре

Гармошка — русский народный инструмент, который с момента своего изобретения в начале XIX века имел неоднозначные отзывы простого народа и известных людей. Петр Ильич Чайковский считал, что деревенская гармонь искажает известные песни, портит их исполнение, потому что этот инструмент появился за рубежом и не предназначался для традиционного русского исполнения мелодий. Паганини говорил, что народ, который выбрал такой инструмент, нельзя считать счастливым.

Механизм в устройстве гармони, который позволяет издавать звуки нужного диапазона — стальная пластинка-язычок, колебания которой происходят под воздействием воздуха. Такой нехитрый прибор для извлечения мелодий использовали с древних времен. Сначала это были меха кузнецов, потом — меха органных инструментов, звуки которых воспроизводились с помощью специальных клавиш. Возраст инструментов, подобных гармонике, насчитывает тысячелетия, при этом сама гармонь появилась относительно недавно — не более двух веков назад.

Современная гармонь относится к идиофонам — инструментам, для работы которых не требуется натяжение струны, а звук извлекается из самого тела инструмента. За воспроизведение мелодий отвечает вибрирование стального язычка, который еще называют «пищиком» или «голосом», и растяжение мехов. Совокупность таких деталей конструкции и дает возможность издавать звуки в разных регистрах — при сжатии и растяжении гармони воздействие воздуха обеспечивает звучание, а кнопки разного звукового диапазона, расположенные справа и слева от мехов, контролируют выполнение мелодии и участие в ней басов.

У гармони есть и схожие по строению родственные инструменты — баян и аккордеон. Видов же самой гармони также великое множество — это и наиболее известная хроматическая гармонь, а также вятская, елецкая, тульская, вологодская, сибирская, татарская, кавказская.

Первая гармонь была изобретена в 1822 году мастером по ремонту и настройке органов Фридрихом Бушманом, который использовал принцип действия современной гармони для создания детского инструмента простейшей конструкции. Данным прибором для извлечения звуков заинтересовался Кирилл Дэмиан, и уже в 1829 году довел детскую игрушку до ума, превратив ее в простейший первый аккордеон, имеющий всего пять кнопок на правой и левой клавиатуре.

В 1830 году первое подобие такого аккордеона попало в Россию, и тульский ремесленник Иван Сизов взялся за его совершенствование — из интереса купил одну из новейших моделей, завезенных в Россию, разобрал ее, изучил и стал производить инструменты по схожему строению, которые постепенно стали пользоваться популярностью. Десятилетие спустя на тульской земле выпускали более 10000 русских гармошек в год.

В 1871 году Н. И. Белобородовым была изобретена гармонь с хроматическим рядом, а в дальнейшем почти в каждом крае нашей страны начали появляться свои разновидности привычной гармошки. Они носили незатейливые названия — «тальянка», «черепашка», или же назывались в честь региона распространения (саратовская, кубанская, вятская, нижегородская, белорусская, шуйская, кабардинская и т. п.). Модернизировались местные гармони в соответствии с представлениями об удобстве исполнения мелодий, а звучание инструментов подстраивалось под особенности народного местного фольклора.

В России гармошка набирала популярность у простого народа не очень быстро, была известна в основном в деревнях. Так как такой инструмент не имел ранее аналогов на русской земле, к нему относились с недоверием, да и желающих освоить непривычно устроенную на первый взгляд гармонь было не очень много. Тем не менее, если оглядываться назад, на историю Руси XIX-XX веков, становится видно, какую весомую роль данный музыкальный инструмент сыграл в культурной жизни русских людей.

Гармошка считается именно народным инструментом — простым, неофициальным, душевным, понятным для каждого русского человека. Без гармони не обходились праздничные мероприятия и народные гуляния, свадьбы, ярмарки. Этот самобытный инструмент мог заменить целый оркестр, гармошка использовалась в качестве аккомпанемента для сольного и ансамблевого исполнения песен. Гармонь имела широкий диапазон возможностей, позволяющий ей выступать вместо распространенных ранее русских народных инструментов — гуслей, балалайки, домры.

К началу XX века гармонь становится неотъемлемым атрибутом любых праздников, застолий, посиделок. Гармонисты одинаково часто присутствуют на танцах и играют застольные песни, инструмент скрашивает время праздников и рабочие будни — гармошку можно услышать при любом скоплении народа, решившего отдохнуть. Гармонисты знали большое количество песен любой тематики, могли «положить» на гармонь произведение, предназначавшееся для другого инструмента.

Во время Великой отечественной войны гармошки брали с собой на фронт, почти в каждом отряде присутствовал гармонист. Для поднятия боевого духа такой народный инструмент начали большими темпами производить на заводах и поставлять на линию боевых действий. Появлялось много новых патриотических произведений, написанных именно в военное время, которые помогали солдатам не падать духом.

По вопросу приобретения гармони, пожалуйста, свяжитесь с нашими менеджерами по телефону: +7 (800) 700-12-71


Рейтинг@Mail.ru
Товар успешно добавлен в корзину
Укажите ваш email и мы вышлем на него промо-код