Гармони, баяны и аккордеоны в России

Считается, что первые гармоники появились на Руси в 40-х годах XIX века. Какие это были инструменты — привезенные из-за рубежа или сделанные руками народных умельцев — точно сказать нельзя. Ценители диковинной музыки, побывавшие за границей, привозили с собой ручные гармоники, а русские мастера изучали устройство необычных инструментов и пытались воссоздать их своими руками. Несколько экземпляров привезли с собой иностранные оружейники, выписанные на тульские заводы. Также существует версия, что прототипами русской гармоники являлись инструменты, изобретенные тульскими ремесленниками Сизовым и Шкунаевым в 1830-х годах.

Уже к середине XIX века выпуск гармошек был налажен не только на тульских предприятиях, но и в Великом Новгороде, Вятской губернии и Волжском крае, а несколько десятилетий спустя мастерские, занимающиеся таким промыслом, появились во многих уголках государства. Тогда же и появились первые усовершенствованные гармошки, аналогов которых не наблюдалось — например, тульская восьмиклавишная гармошка, которая стала прародительницей прочих однорядных моделей с леворуким аккомпанементом. Восьмиклавишная гармонь имела свойство выдавать звуки различной тональности усилием одной клавиши в зависимости от сведенного или разведенного положения мехов. За такое свойство строения в дальнейшем подобные модели стало принятым называть «гармоники русского строя».

Несмотря на серьезные доработки, тульская гармошка имела незначительные недостатки исполнения — малый диапазон звуков и ограничение свободы воспроизведения звукоряда в аккомпанементе. Поэтому мастера продолжали совершенствовать конструкцию гармони, чтобы исполнять на ней разнообразные мелодии и мотивы народного фольклора. Почти каждая область могла похвастаться изобретенными видами инструмента — к началу XX века в обиход вошли череповецкие, елецкие, кубанские, новоржевские, тагильские, саратовские, петербуржские гармони и многие другие.

Саратовские гармошки считались схожими по строению с тульской гармоникой, но отличались несколькими характерными особенностями — тембром звучания, большей силой звука и наличием колокольчиков, висящих сверху и снизу ручек.

Череповецкие гармонии (черепашки), несмотря на миниатюрные размеры, имели весьма серьезное звучание. Из-за небольшой величины клавиши басов встраивались в корпус гармони. Изначально эти модели называли по месту производства (Череповец), а название "черепашка«появилось в 1870 году благодаря гармонисту-виртуозу П. Невским.

Работа орловских ремесленников над улучшением принципа звучания гармоники привела к появлению модели «ливенка», названной в честь места изготовления — город Ливны. Звук, издаваемый такой гармонью при нажатии клавиши, не имел никаких отличий в зависимости от того, сжаты или растянуты были меха.

Более серьезную разновидность ливенской гармонии создали сибирские мастера, дополнившие существовавший строй клавиш и кнопок. Мелодический звукоряд включал 15 клавиш, а басовая клавиатура — 12 клавиш в два ряда.

Умельцы Вятской губернии тоже внесли свою лепту в модернизацию гармошки. В 1870-е годы вятская гармонь уже представляла собой доработанный инструмент с усовершенствованными голосовыми планками и искусно выполненными резными деталями. Образцы творчества вятских мастеров ценились также высоко, как и изделия гармонного промысла Тульской губернии.

Дело тульских мастеров продолжали ремесленники села Бологое. Помимо стандартного для того времени однорядного расположения клавиш, бологойскую гармонь отличал аккомпанементный ряд с 3 мажорными аккордами. Однако такой инструмент не мог полностью удовлетворить все требования для исполнения полного репертуара народных песен тех времен.

Изобретение первого язычкового инструмента с полным хроматическим звукорядом — заслуга тульского гармониста-виртуоза Николая Ивановича Белобородова. В 1870 году широкой публике был представлен первая гармошка, правая клавиатура которой включала два ряда клавиш — 12 черных и 13 белых. Усложненное строение правой клавиатуры роднило хроматическую гармонь с устройством фортепиано. Левая (басовая) клавиатура представляла собой 10 клавиш вида современных гармоник и баянов. Хроматические гармонии авторства Н. И. Белобородова примерно на 30 лет опередили аналогичные модели, которые в будущем начали выпускать на Западе.

В 1880-е годы возник некоторый спрос на немецкие и венские двухрядные модели, но серьезную популярность в России они не обрели. Но тульские мастера внесли коррективы в басовый механизм такой гармошки, создав «венку» с русским строем. Тульский настройщик гармони Чулаков создал первый инструмент с гнутым механизмом, который давал возможность извлекать несколько различных звуков одной басовой клавишей.

Чуть позже появились елецкие гармони, которые также называли рояльными. Примерно в одно и то же время мастер Ильин и елецкий гармонист Черных создали инструменты с наиболее полным звуковым рядом, охватывающие диапазон от ноты «до» I октавы до ноты «фа» III октавы включительно. Данная модель опередила аналогичное изобретение европейцев на два десятилетия — на Западе такие доработанные инструменты впервые начали выпускать в 1910-х годах.

История появления баяна также не обошлась без русских умельцев. В 1891 году в Баварии впервые появился инструмент, вмещающий всю гамму в размере IV октав. Басовая клавиатура такой гармони включала три ряда — басовый, мажорный и минорный. Трехрядная модель была завезена к нам в 1892 году и после незначительной доработки предстала в виде баяна — инструмента, который используется для исполнения музыкальных произведений и по сей день. Баян выпускался в нескольких вариациях — с готовым, выборным и готово-выборным аккомпанементом. Таким видам баянов присущи незначительные отличия в технике воспроизведения звуков и особенностях исполнения мелодий.

Что касается еще одного распространенного инструмента — аккордеона, то он стал известен значительно позже, уже в СССР 30-х годов. Он представлял собой усложненный баян с клавиатурой наподобие фортепиано, и за границей он получил название пиано-аккордеон, а в нашей стране — аккордеон. Усложненный звуковой тембр данного инструмента регулируется с помощью регистровых переключателей, отвечающих за проигрывание конкретных фрагментов звукового диапазона.

По вопросу приобретения баяна, гармони, аккордеона ,пожалуйста, свяжитесь с нашими менеджерами по телефону: +7 (800) 700-12-71


Рейтинг@Mail.ru
Товар успешно добавлен в корзину
Укажите ваш email и мы вышлем на него промо-код