Различие звучания баяна и аккордеона

По сравнению с такими древними инструментами, как орган и фортепиано, которые насчитывают сотни, а то и тысячи лет существования, баян и аккордеон отличаются сравнительно недолгой историей. Но в настоящее время все чаще исполнение мелодий на баяне и аккордеоне стало носить академический характер, а сами инструменты, являющиеся ранее неотъемлемым элементом русского фольклора, покоряют сцены консерваторий и подмостки театров. Преподавание техники игры на баяне и аккордеоне сейчас очень востребовано — наряду с такими классическими, на взгляд обывателя, инструментами, как фортепиано, скрипка, виолончель, гитара.

В популяризацию баяна и аккордеона немало внесли русские талантливые виртуозы-исполнители 30-50-х и 60-90-х годов. Сыграли свою роль такие инструменты и во время Великой отечественной войны, и в мирное время — именно народные произведения, сочиненные простыми людьми, нашли отклик в сердцах тысяч благодарных слушателей. И, если сначала простые, но звучные мелодии становились аккомпанементом простой жизни людей, зачастую далеких от профессионального искусства и культуры, то благодаря многим известным личностям, популяризирующим и совершенствующим баян и аккордеон, такие инструменты изменили свое значение и стали востребованы в эстрадном и академическом музицировании. Возможно, это связано с устоем Советского союза середины XX века и феноменом глобализации, охватывающим все сферы жизни, но факт остается фактом: уже в 1948 году начала свою работу кафедра народных инструментов в известном на всю страну московском институте имени Гнесиных, а несколькими годами позднее во многих музыкальных ВУЗах и училищах появлялись отделения баянистов и аккордеонистов. Так инструменты прошли путь от народных к профессиональным — имеющим свою историю, базу предметных знаний и четкий алгоритм обучения технологии музыкального исполнения.

Все представления о баяне и аккордеоне, не имеющие ранее четкого предметного описания, благодаря появившемуся педагогическому материалу были четко структурированы и изложены достаточно полно. За полтора века своего существования гармонь, а позднее баян и аккордеон, получили серьезное развитие — как в плане совершенствования конструкции инструмента, так и в отрасли использования. Русские умельцы смогли разглядеть потенциал, заложенный в простой гармошке, и усилить ее мелодическую привлекательность путем различных усовершенствований, помогающих наиболее полно раскрыть звук и выразить мелодию. Собственно, баян и аккордеон являются наиболее модернизированной версией обычной русской гармони, которая неоднократно переделывалась мастерами из различных уголков страны. Не стоит забывать и про местный колорит представлений о гармони, баяне и аккордеоне, как о душевном народном инструменте, имеющем свои особенности строения и соответственно — исполнения мелодий.

В разные годы конца XIX — начала XX века во многих областях страны появлялись модели инструментов особенного исполнения — вятские, саратовские, вологодские, тульские, череповецкие, елецкие, новгородские, петербургские гармони, различающиеся особенностями строения и манерой игры на таких инструментах. Благодаря многообразию гармошек в дальнейшем появились баяны и аккордеоны, которые представляли собой более сложную версию хроматической гармони.

В середине XX столетия баяны и аккордеоны стали считаться достаточно серьезными инструментами, их начали включать в программу классического исполнения, делать частью академических оркестров. Также баянисты и аккордеонисты стали завоевывать самую взыскательную публику своими сольными выступлениями.

Данным инструментам было присуще особое обаяние, которое позволяло сделать любое выступление артистичным и эмоциональным. Педагоги все чаще останавливали свою мысль на изучении и развитии звукоизвлечения, делая упор на практической стороне вопроса — музицируя, разрабатывая свои технологии исполнения, добиваясь более сложного уровня, или же на теоретической — собирая воедино обширный дидактический материал и структурируя его для изучения подрастающим поколением.

В любом случае, культурное и музыкальное наследие, оставленное баяном и аккордеоном, достойно любопытства деятелей, причастных к миру музыки — от исполнителей и дирижеров до преподавателей.

Но даже при непрерывном изучении достижений исполнительства за последние десятилетия, рано делать вывод о значительных успехах в данной отрасли. Несмотря на количество обучающихся технике звукоизвлечения в учебных заведениях, уровень общего владения инструментами и теоретическая подоплека данного процесса немного не дотягивает до общего музыкально-академического уровня. Профессионализм исполнения состоит из мелких штрихов, которые могут быть непонятны простому слушателю — это, прежде всего, высокая культура звука, филировка и динамика исполнения, грамотный подбор тембра, уверенное владение аккордовой техникой.

По вопросу приобретения баяна, гармони, аккордеона, пожалуйста, свяжитесь с нашими менеджерами по телефону: +7 (800) 700-12-71


Рейтинг@Mail.ru
Товар успешно добавлен в корзину
Укажите ваш email и мы вышлем на него промо-код