Династии гармонных мастеров

Гармонь — народный инструмент, известный по большей части только в России. Гармошка прошла долгий путь — от простого крестьянского инструмента, без которого невозможно представить славянский фольклор, до полноценного участника профессиональных концертов и выступлений с оркестром. Искусство создания гармони всегда было в почете, так как порой из рук мастера выходили настоящие шедевры, которые радуют глаз до сих. За время существования гармони множество династий гармонных мастеров прославились и оставили свое имя в веках — интересные истории создания новых видов русской гармошки, баянов и аккордеонов можно изучать по специальной литературе или ознакомиться с ними в данной статье.

Гармонное дело туляка Тимофея Пименовича Воронцова

С середины XIX века до революции 1917 года изделия фабрики Т. П. Воронцова были очень известны не только в Туле, но и по всей стране. Несмотря на то, что Тимофей Воронцов происходил из известного рода тульских оружейников, славу мастеру принесло совсем другое ремесло. Молодой человек, который состоял в учениках оружейника, интересовался совсем другими ремеслами — новыми, прогрессивными. Сначала он занимался изучением только появившихся в обиходе водогреев — и стал одним из первых мастеров самоварного дела в Туле.

К тому моменту, как самоварная мастерская расширилась, а дела процветали, Тимофей Воронцов налаживает выпуск гармоней прямо в подвальном помещении своей самоварной фабрики. Изначально это были самые простые конструкции детских гармошек, которые производились усилиями всего 10 мастеров. Настоящего прорыва фабрике Воронцова удалось добиться, когда в руки Тимофея Пименовича попала более сложная по своему строению пятиклапанная гармонь с Нижегородской ярмарки. По образу и подобию этого изделия и стали выпускаться все язычковые инструменты в ремесленной. Спустя примерно 10 лет производство гармоней Воронцова значительно увеличило обороты и переехало в отдельное промышленное здание в Чулковской слободе. Полноценная гармонная фабрика Т. П. Воронцова открылась в одно и то же время с фабрикой И. Е. Сизова.

В дальнейшем малоорганизованное гармонное производство расширялось и модернизировалась, получив за своим заслуги и вклад в развитие нового промысла статус первой в России «Волно-оружейничьей гармонной фабрики». В своем совершенствовании гармонное дело Воронцова ориентировалось на передовое западное производство — все изделия изготавливались по образцам, привезенным из Австрии. Согласно газетным заметкам, оставшимся с того времени, в 1840-х на фабрике еще не было налажено машинного выпуска — все модели собирались вручную. В производстве было задействовано не менее 10 кустарей и несколько подмастерий, которые осваивали премудрости дела на наглядном примере. Благодаря мастерству работников, фабрика могла похвастаться приличным оборотом продукции — ежегодно в продажу поступало около 6000 гармоник: больших, средних и маленьких. В зависимости от размеров, варьировалась и стоимость — от 15 до 25 копеек за гармонь.

Инструменты отправлялись в Москву, также они сбывались на сезонных ярмарках народного промысла, которые проходили в крупных городах государства Российского. В 1854 году основатель фабрики умирает и завещает своим наследникам — сыновьям Акиму и Гавриилу — самоварную и гармонную фабрику. Потомки Т. Воронцова не оставили дело своего отца — вплоть до 1920 года, когда корпуса, бывшие в собственности семейства именитых «гармонных королей», перешли во владение государства.

К моменту приватизации заводов династии Воронцова государством они представляли собой наиболее модернизированные и современные предприятия полного цикла. Каждая фабрика к началу XX века переехала в отдельный каменный корпус высотой в несколько этажей. Некоторые фабричные здания практически в неизменном виде дожили до наших дней. Здание гармонной фабрики отошло патронному заводу, в других корпусах в XX веке были организованы детские сады — вплоть до того момента, когда они начали приходить в негодность из-за солидного возраста.

Изобретение хроматической гармошки Николаем Ивановичем Белобородовым

Гармонь БелобородоваОдно из весомых изобретений, которое прославило русскую гармонь и сделало ее более искусной в плане сложности исполнения музыкальных этюдов — разработка изделия с хроматическим рядом. Усовершенствовать обычную диатоническую однорядную гармонь додумался гармонист-виртуоз Н. И. Белобородов, родившийся в Туле в 1828 году. Николай Иванович, как и многие туляки, происходил из потомственной семьи ремесленников — его отец имел красильню и обучал сына своему мастерству. Но Николай, параллельно с работой красильщика, долго и усердно осваивал гармонь. На первом инструменте, который появился у него в 11 лет, он научился играть самостоятельно.

Уже будучи взрослым, музыкант купил себе двурядную «венку», которая все равно казалась ему недостаточно сложной и совершенной — ему не нравилось, что инструмент, несмотря на красивое звучание, не обладает полноценным звукорядом, и не подходит для исполнения классических музыкальных этюдов. Над созданием язычкового изделия с расширенным хроматическим рядом — двенадцать тонов и полутонов — Белобородов трудился с полной самоотдачей, кропотливо подбирая звукоряд и привязывая его к соответствующим клавишам. Готовая «хромка» отличалась богатейшим звучанием и могла использоваться не только для исполнения частушек и простейших мелодий, а и для академического исполнения сложных произведений.

С 1870 года, когда была получена первая полноценная модель «хромки», и до 1876 года гармонист продолжал совершенствовать свое изобретение и делать звучание совершенным, а без качественной реализации инструмента это было невозможным, и в 1876 году задание воплотить в жизнь новую разновидность ручной гармошки было поручено ремесленнику Чулкову. Под руководством разработчика Л. А. Чулкову удалось не только оснастить привычную гармонь двумя рядами клавиш, но и внести собственные усовершенствования — в частности, это встроенная тембровая камера, которая помогла сделать звук более плавным и тягучим, устранняя присущую гармони ранее резкость звучания.

Само строение новой гармони, кроме усложнения устройства клавиатуры, стало более изящным и удобным для обращения. Такой инструмент гармонисты освоили достаточно быстро, и новая модель вскоре стала неотъемлемым участником многих музыкальных выступлений — от обычных застолий до профессиональных выступлений в стенах консерваторий и филармоний. Корпус инструмента нового образца изготавливался из кипариса, меха — из тщательно обработанной эластичной кожи, кнопки и мелкие детали декора могли быть из слоновой кости, меди или серебра. Благодаря своей певучести и легкому управлению инструментом тульская «хромка» получила широкую известность не только в русских городах и селах, но и за рубежом. Она же выступила прототипом баяна.

Удивительное мастерство фабрики Чулкова и его сыновей

Гармонь ЧулковаФабрика Леонтия Чулкова — одно из самых передовых предприятий конца XIX века, заслуживающее безусловного интереса не только соотечественников, но и их потомков. Основанное в 1880 году гармонное производство прошло стремительный путь от небольшой мастерской до наиболее передового предприятия своего времени — и конечно, основной заслугой дела Чулковых стал выпуск самых искусных музыкальных инструментов.

На выставке товаров народного промысла в Туле, которая прошла в 1888 году, «гвоздем программы», безусловно стали гармони фабрики Чулкова, удостоенные похвалы и золотой медали от великого князя Михаила Михайловича. После таких серьезных достижений дела туляков Чулковых шли отлично, но мастера не останавливались на достигнутом — в 1907 году сын Леонтия Алексеевича Геннадий создал более совершенный механизм одновременного управления басовыми и аккордными клапанами. Благодаря такому строению инструмент получил в два раза более богатое звучание — данную последовательность исполнения запатентовали, и далее гармони «венки» начали выпускать исключительно с таким усовершенствованным строениям базового звучания.

Крупнейшая в Туле гармонная фабрика братьев Киселевых

Гармонь КиселеваНиколаю и Василию Киселевым благодаря своему трудолюбию и тяге к знаниям удалось создать наиболее крупное производство в Туле, несмотря на то, что город оружия и самоваров славился развитым гармонным производством в XVIII-XIX в. В молодом возрасте братья трудились на оружейной фабрике ради заработка, а по вечерам занимались делом по душе — конструировали гармони. Сначала Киселевы научились конструировать и продавать обычные пятиклапанные гармони — привлекательные внешне и тщательно налаженные инструменты пользовались стабильным спросом.

В 1884 году к Николаю Сергееву и Василию Сергеевичу поступил заказ от Н. И. Белобородова на изготовление двурядной гармошки с русским строем. В 1887 году братья получили крупный заказ на изготовление инструментов от московского купца П. П. Ватутина, с помощью которого Киселевым удалось открыть именную фабрику и заняться массовым выпуском инструментов. Первое фабричное здание было построено на улице Венской на средства, оставшиеся от наследства матери, и выручку, полученную от заказа Ватутина. В первые годы существования фабрике удалось привлечь несколько известных тульских наемных рабочих, которые занимались изготовлением и сборкой самых сложных узлов. Постепенно фабрика расширяла свое производство, совершенствовала репутацию и к началу XX века пришла в статусе крупнейшей гармонной фабрики в Туле.

По вопросу приобретения баяна, гармони, аккордеона, пожалуйста, свяжитесь с нашими менеджерами по телефону: +7 (800) 700-12-71


Рейтинг@Mail.ru
Товар успешно добавлен в корзину
Укажите ваш email и мы вышлем на него промо-код