Хиты продаж

Тульская 301М


56 200 руб.

Гармонь «Сказка»


25 000 руб.

Гармонь «Куликово Поле»


74 000 руб.

Баян «Тула-209»


89 000 руб.

Баян «ЭТЮД – 205М2»


84 500 руб.

Баян «Тула» БН-41


80 500 руб.

История русской гармони

Существует несколько версий происхождения гармони. В некоторых источниках гармонь называется исконно русским инструментом, также есть версия, что гармошка попала в нашу страну из Германии или же была изобретена чешским органным мастером в Санкт-Петербурге. Несмотря на существование множества теорий о происхождении гармони, важным фактом остается феномен данного клавишного инструмента — гармошка, попавшая в Россию, приобрела множество разновидностей и прониклась национальным колоритом. Гармонное звучание вписалось в русский народный фольклор как нельзя лучше, звуки такой музыки отлично передавали характер русского человека и присущий ему широкий спектр настроений, ведь на гармошке можно сыграть и лиричную композицию, и веселую плясовую частушку.

Как изменялась гармонь в руках русских мастеров

Гармонь попала в руки тульского умельца Ивана Евстратьевича Сизова практически случайно — летом 1830 года оружейник, побывавший на Новгородской ярмарке, привез оттуда диковинный инструмент, которым, как нетрудно догадаться, была одна из первых заморских гармоней. Среди красивых и практичных, но уже привычных русскому человеку товаров, на глаза Ивану Евстратьевичу попалась гармонь, которая приманила его своим глубоким звуком. Подобных инструментов он никогда не слышал, поэтому и решил приобрести необычный предмет и разобраться, в чем заложен секрет чистого и сочного звучания. Отдав приличные по тем временам средства за покупку, мастер вернулся в Тулу, на Оружейную слободу, и стал разбираться в устройстве гармони, пытаясь изготовить подобный инструмент. Смастерить что-то подобное умелому человеку было несложно, а вот с подгонкой язычков и ладов было труднее. Но в итоге на свет появилось несколько первых тульских гармоней, которые мастер раздарил знакомым.

Популярность нового инструмента вызвала у Ивана Евстратьевича желание делать гармоники и на продажу, а потом почин подхватили и другие тульские ремесленники, и вот уже год спустя гармошка перестала быть редким инструментом и зазвучала почти в каждой избе, на каждом празднике. Привычные для русского человека рожки и балалайки были забыты, народ охотнее всего отплясывал под гармонь. Немецкий инструмент, попавший в Россию, имел диатонический строй — то есть сжимание и растяжение мехов сопровождались разными музыкальными звуками. Гармоника, за изготовление которой взялись тульские мастера, была незначительно изменена — она осталась диатонической, но планка в ней была расположена наоборот, то есть звук, который получался при растяжении мехов, теперь звучал при сжатии гармошки, и наоборот. Так инструмент приобрел более удобный для русского человека вид, и название он получил соответствующее — «гармоника с русским строем».

Распространение тульской гармони по другим областям

К 1850-м годам в Туле уже имелся достаточно хорошо налаженный процесс производства русских гармошек — над выпуском инструментов трудились шесть гармонных фабрик. Из тульского региона фабрики постепенно переезжали в другие области — Псковскую, Костромскую, Рязанскую, Калужскую, Орловскую, а также в район Поволжья, даже на Урал и в Сибирь.

Каждый мастер, приложивший руку к выпуску гармони, старался усовершенствовать ее внешне и придать звучанию местный колорит. Поэтому в зависимости от региона происхождения у гармошки менялся вид корпуса, расположение клавиш, тон, строй и диапазон — в соответствии с представлениями о прекрасном жителей определенного региона.

Необычные модели гармони, созданные русскими умельцами

Усовершенствованная гармонь «касимовская поповка» была придумана мастерами из деревни Поповка Рязанской губернии. Такой инструмент имел расширенный диапазон и измененное расположение клавиш — с левой стороны клавиатуры могли звучать только басы, без полных аккордов, а последовательность «русского строя» сохранялась такая же, как и у тульских образцов. Те гармонисты, которые привыкли играть на инструменте такого вида, считали остальные гармошки неподходящими, поэтому многие музыканты Мурома, Рязани и Коломны искали именно «касимовские гармони» из деревни Поповка.

Любители ярких, необычно расписанных гармоней обращались к местным умельцам за «бологовкой» — гармошкой, собиравшейся в селе Бологое рядом с селением Высший Волочок Тверской губернии. Каждая бологовская гармонь имела уникальную, привлекательную отделку — были в ней и резные элементы, и запоминающиеся яркие рисунки, а корпус отличался гладкой и аккуратной полировкой. «Бологовки» имели и усложненное строение — с правой стороны шел двойной ряд кнопок, а левые клавиши использовались для управления басами, извлечения минорных и мажорных нот. Такой инструмент, отличающийся многогранностью своего звучания, был схож с итальянской гармонью и ее русским аналогом — «тальянкой».

Усовершенствовать и всячески украшать «тальянку» начали и чуть южнее Пскова — в городе Новоржеве. Инструменты здесь выпускали в темно-вишневом или коричневом лакированном корпусе, а панели с клавишами покрывали элегантным резным узором. Меха из шелка насыщенных цветов — фиолетового, бордового, синего, изумрудного — прошивались узорчатыми стальными накладками, проходящими по каждой складке.

На фоне более простых и лаконичных моделей удивительно выглядела «ливенка» — гордость города Ливны Орловской области. Большой ряд клавиш с каждой стороны, а в середине — внушительные меха, порой включающие 30-40 складок. При малой высоте и ширине такая модель выглядела очень необычно, ну и конечно, радовало исполнение песен на такой гармони — настолько интересные и сильные рулады она выдавала при растяжении мехов на всю длину.

По всей стране были известны «елецкие рояльные гармоники», «роялки» — инструменты-предшественники появившегося позднее аккордеона. Справа такая гармонь имела клавиатуру хроматического звукоряда рояля, а на левую сторону были вынесены аккорды и басы гармони с русским строем. Настраивали звучание такого сложного инструмента, принимая за образец обычную гармошку, которая у каждого ремесленника имела разное звучание, из-за чего и готовые «роялки» отличались индивидуальностью — каждая исполняла мелодии на свой лад.

По вопросу приобретения гармоней, пожалуйста, свяжитесь с нашими менеджерами по телефону: +7 (800) 700-12-71


Рейтинг@Mail.ru
Товар успешно добавлен в корзину
Укажите ваш email и мы вышлем на него промо-код