Освоение баянной техники — ключ к владению инструментом и исполнению красивой, запоминающейся музыки. Разнообразие кнопочных инструментов, имеющих меха — баян, аккордеон, гармонь — нашло свое выражение и в различии техник игры. Баян, благодаря своему нестандартному устройству, считается одним из наиболее сложных в освоении музыкальным инструментом.
Раскладка клавиш баяна выполнена по подобию фортепиано, поэтому баянную технику можно постигать и на примере фортепианной игры. Например, пианист-виртуоз Г. Г. Нейгауз считал, что за основу освоения баяна стоит взять правильную работу над одним звуком — точная подача звучания одной клавиши поможет ощутить разность звуков и профессионально подойти к оценке проигрывания различных нот в разных темпах и последовательностях. Тщательное изучение одиночных звуков поможет в дальнейшем при исполнении целой мелодии и объективном распознавании спектра каждой ноты. Работа над воспроизведением одиночных звуков, кроме того, позволяет развивать моторику пальцев и получать необходимые навыки мастерства владения инструментом.
Вторым элементом изучения баяна выступает проигрывание несложной последовательности звуков в одном ритме и тональности. При выполнении таких упражнений — мелизмов — упор может делаться поочередно на разные пальцы, это позволит добиться хороших результатов в развитии техничности игры. Форшлаги, трели и триоли могут проигрываться на основном или вспомогательном ряду — если так будет удобнее осваивать инструмент и разбираться в последовательности нажатия клавиш.
Основное внимание уделяется развитию пальцев — от усвоения техники проигрывания позиций зависит успех овладения инструментом. Работа пальцев в различных комбинациях постепенно позволяет улучшать навыки и браться за исполнение более сложных отрезков музыкальной фактуры, что в общем положительно влияет на развитие навыков игры на баяне, виртуозности и стабильности исполнения. Главная цель на этом этапе обучения — наработка практических навыков аппликатуры, то есть порядка постановки пальцев для игры на баяне.
После успешного выполнения простых проигрышей на баяне можно приступать к третьему элементу развития баянной техники — репетиции гамм, гаммообразных сочетаний и арпеджио, которые издаются в нескольких тонах или полутонах. Сложные комбинации звуков труднее воспроизводить и проверять на правильность исполнения, поэтому на уроках гамм начинающие баянисты учатся распознавать ровность штрихов, малейшие нюансы звучания, стараются по возможности не сбивать звуки — при ненужных толчках и неправильном растяжении мехов.
Гаммы необходимо проигрывать не только правильно, но и без малейших заминок, заранее готовя пальцы, которые должны действовать последовательно, друг за другом. В процессе работы над гаммами и арпеджио обязательно ведутся тренировки по развитию ведущих пальцев и подтягиванию слабых пальцев до уровня основных.
Гаммы последовательно проигрывают 3-5 пальцами одновременно — сначала правой рукой, потом левой — на выборной клавиатуре. Если четвертыми и пятыми пальцами не удается действовать синхронно, их тренируют отдельно — сначала исполняя гаммы без использования большого пальца, потом 3, 4 и 5 пальцы одновременно. Так формируется дисциплина правильного исполнения наиболее слабыми пальцами, улучшается гибкость кисти и пальцевая беглость. В первую очередь гаммы учатся проигрывать в замедленном темпе, чередуя исполнение длинных и коротких партий. Короткие гаммы можно играть четырьмя пальцами, длинные — обязательно с использованием большого пальца.
Четвертый элемент развития техники игры на баяне состоит в освоении октав и аккордов. Воспроизведение двойных и тройных звуков одновременно требует участия трех рядов клавиатуры — и исполнения связной мелодии возможно добиться несколькими приемами: использованием «ложного» воспроизведения нескольких нот одновременно, играть один голос в «legato», а другой в «non legato» или применить дублирующие лады. Скорость действия баяниста, возможности энергично сгибать кисть и манипулировать тремя рядами клавиатуры одновременно — навыки, которые приходят со временем, изначально грамотно справиться с такой задачей мало кому под силу.
Пятый элемент состоит в работе над более динамичным исполнением октав и аккордов, когда в процессе воспроизведения мелодии рука пластично и неторопливо передвигается скачками на необходимое расстояние. Долгая работа над повторами гамм и октав позволяет баянистам предугадывать следующий звук и своевременно передвигать кисть, воспроизводя терцию, сексту и другие распространенные музыкальные интервалы шириной в несколько ступеней. Чем дольше продолжаются такие тренировки, тем больше вероятность правильного проигрывания сложных элементов без «подглядывания» клавиш, автоматически.
По вопросу приобретения баянов, пожалуйста, свяжитесь с нашими менеджерами по телефону: +7 (800) 700-12-71