Русская гармошка известна на Руси с начала XIX века, а производство первых инструментов было налажено тульскими умельцами, которые долго трудились над устройством мехов и клавиш — чтобы представить гармони, баяны и аккордеоны в том виде, в котором они известны сейчас. Между тем, строение гармони и ее производство считается достаточно сложным и сейчас, несмотря на шагнувший вперед прогресс. В Туле до сих пор работает старейшая фабрика «Тульская гармонь», где собирают эти самобытные изделия — богато звучащие и необычно украшенные. Конечно, способы работы над производством гармоней были модернизированы, но основные этапы выпуска инструментов остались теми же.
На тульской фабрике можно увидеть и стандартные, массовые экземпляры гармоней, и редкие произведения искусства, являющиеся творением тульских мастеров. Тульские гармони безусловно привлекают внимание музыкантов-гармонистов и неискушенных людей — сложнейшей отделкой, изящными формами, имитацией русских народных узоров. Многим становится любопытно узнать, как производят знаменитые гармони, сколько мастеров задействовано в производстве, пользуется ли спросом такой, казалось бы, старинный инструмент в наше время — в России и за рубежом.
В XIX — начале XX века гармонный промысел был на втором месте в Тульской губернии по объему выпуска. На смену отдельным кустарным мастерским пришло массовое производство, и, вместо того, чтобы перестраивать небольшие ремесленные мастерские, было решено возвести полноценный заводской цех, где сборкой инструментов занимались бы десятки мастеров.
Удивительно, но гармонная фабрика, которая скоро отпразднует свое столетие, выглядит процветающей, а ее продукция — востребованной среди гармонистов и иностранных гостей города, которые желают увести с собой сувенир в виде настоящей, действующей гармони с богатой декоративной отделкой. Правда, количество баянов и гармоней, которые выпускаются ежемесячно, снизилось с 5000 наименований до 300, но все оборудование налажено функционирует, обеспечивая полный производственный цикл, включая, конечно, и ручную работу мастеров.
Опытные рабочие фабрики знают все про народный инструмент — что готовые изделия не выносят длительного пребывания во влажной среде, что новую модель гармони можно сконструировать в течение месяца и многое другое. Далеко не каждый работник завода умеет играть на гармошке, но в этом и нет необходимости — работу готового изделия проверяют настройщики. На вопрос «Можно ли порвать баян?» ответа не дают, но с порванным пополам баяном сюда никто не обращался, а менее значительные дефекты и поломки инструмента здесь могут устранить.
Гармонная фабрика включает три цеха — столярный, слесарный и сборочный. В столярном цехе, где выпиливают детали корпуса, традиционно работают только мужчины. Основные элементы гармоней обязательно мастерят из дерева — при использовании любых современных материалов теряется знаменитый тембр тульской гармони. Иностранцы, желающие получить самую эксклюзивную и модную вещь, привозят корпуса из Италии, но «начинкой» такого инструмента обязательно должны заняться тульские мастера, которые знают секреты идеального звука гармони. Кожух гармоней и баянов выполняется из целлулоида, который становится мягким и эластичным благодаря отмачиванию в ацетоне — и натягивается по форме на левую и правую части корпусов.
Все стальные и пластмассовые детали для сборки инструментов производятся с помощью ручного труда, исключение составляют декоративные резные решетки, которые выковываются на станке с ЧПУ. Несмотря на разделение труда на конечных этапах по сборке инструментов, на фабрике трудятся и опытные сборщики, способные полностью смонтировать изделие самостоятельно, не прибегая к чьей-то помощи — как во времена существования гармонного промысла в царской Руси.
Сложной и кропотливой работой считается установка и настройка кусковых голосовых планок. Именно эти элементы способствуют извлечению звука в язычковых инструментах — планки приходят в движение при воздействии выдуваемой струи воздуха. Сейчас каждая планка, отвечающая за выдачу звука определенной частоты, проверяется с помощью компьютерной техники, а раньше язычковые инструменты любой сложности настраивали на слух. Правда, звучание готового изделия настройщицы все равно проверяют на слух. А при первоначальной обработке планок нужна точность технических приборов. На выточенную планку подается воздух из специальной трубки, полученный звук фиксирует микрофон и передает на компьютер диапазон частот. При наличии малейших погрешностей язычок подпиливается на ничтожную часть — при этом меняется его вес, а значит и характерное звучание. Если мастер убрал лишнее, язычок подпиливается у основания и работа по его подтачиванию начинается с самого начала.
Каждый полукорпус включает около 2000 деталей, поэтому инструмент собирается вручную, в течение 3-4 недель — зависит от опыта и квалификации мастера. Обычно у готового изделия погрешностей не выявляется, но иногда мастерам приходится по рекомендации настройщика браться за переделку своего детища.
Чем готовый баян или гармонь могут привлечь внешне? Конечно, это декоративная отделка, изображения на корпусе, логотип фабрики и название конкретной модели. Название обязательно наносится кириллицей. Строгих стандартов отделки нет, если, конечно, модель не делается под заказ. Мастера с творческой жилкой заинтересованы в том, чтобы не работать шаблонно, а каждый раз создавать неповторимые рисунки и шрифты надписей. Рисунки могут быть стилизованы — в основном, это цветочная тема — но исполнение даже схожих внешне мотивов различается от изделия к изделию. Но каждая интерпретация выглядит максимально привлекательно — присутствует ощущение, что инструмент украшен с душой и большой любовью. Готовая гармонь выставляется на продажу в чехле.
Тульские гармони можно встретить не только в тульских сувенирных лавках и специализированных магазинах, но и в различных музеях в качестве предмета старины и неотъемлемой части эпохи XIX-XX веков. И сувенирные, и рабочие модели имеют достаточно высокую стоимость — из-за сложной сборки и искусной ручной отделки. Но интерес к гармоням не пропадает, любители данного инструмента всегда находятся. В последнее время гармонь и баян популяризируются в качестве концертных инструментов и все чаще используются для выступлений на большой сцене, наряду с традиционными музыкальными приборами.
По вопросу приобретения баяна, гармони, аккордеона, пожалуйста, свяжитесь с нашими менеджерами по телефону: +7 (800) 700-12-71